Когда люди, проникаясь нашей страной, спрашивают меня, что еще интересного можно узнать-почитать-найти об Израиле, я всегда безумно радуюсь. Значит, работала не зря. Значит, Израиль приоткрылся и потянул за собой. Значит, Вам пришла пора сделать следующий шаг в узнавании страны, и я, конечно, постараюсь помочь.
Даю примерный список книг, которые мне нравятся самой. Все это – художественная и научно-популярная литература, написанная в легкой читабельной форме. Это чтение, приносящее удовольствие, его можно с комфортом поглощать лежа на диване. Что, разумеется, никак не умоляет ее художественной и познавательной ценности.
Алекс Тарн.
Квазимодо.
Боснийская спираль.
«И возвращу тебя…»
Пепел.
Современный писатель – ревнитель Израиля. Мастер интриги. Читается на одном дыхании. Проза острая и перченая, как ближневосточная кухня. Местами вызывает у читателя слезы, что, безусловно, является признаком литературы НАСТОЯЩЕЙ. Ведет читателя по всем этажам и закоулкам нашей реальности: виллам, трущобам, борделям, арабским деревням и армейским базам. Так что, в некоторой мере, это тоже экскурсия, виртуальная. Герои у автора соответствующие: универсальный солдат, офицер Шабака, или бродячий пес.
Дина Рубина.
Вот идет мессия.
Писатель Дина Рубина в представлении не нуждается. Именно этот роман я рекомендую к прочтению потому, что здесь главный герой – Его Величество Израиль. И еще время, очень яркий срез – середина 90-х годов. В своем фирменном язвительном стиле автор фотографирует эмигрантское копошение, столкновения с улицей, попытки выжить, абсурд и ожидание чуда. Великолепна галерея местных сумасшедших. Смешная и трагическая книжка.
Денис Соболев.
Иерусалим.
14 сказок о любви.
Автор – эстет, интеллектуал, космополит, культуролог, профессор Хайфского университета.
Первая книга посвящена Иерусалиму. Для автора это – город небесного огня, где люди – только призраки, статисты, тени. Подлинные герои здесь – Иерусалимские камни. Объемны здесь и мыслеформы. Иногда, когда последние сгущаются до плотности страдания, и их носители, то есть персонажи-люди, получают некоторую материальность.
Вторая книга посвящена Хайфе, и это - принципиально другой мир. Более живой и эмоциональный, зеленый и праздничный. Кроме камней, здесь получают голос море и растительность горы Кармель.
Стиль несколько витиеват, но, по-моему, поймать и сделать оттиск с гения места у автора получилось.
Роман «Иерусалим» был предаставлен на премию Букера.
Игорь Губерман. Александр Окунь.
Путеводитель по стране сионских мудрецов.
Это очень смешная, и, как всегда у Губермана, мудрая книга. Она позиционирует себя как путеводитель, но это труд от стандартного путеводителя весьма далекий. Это настоящий гимн любимой стране, своеобразное собрание псалмов. От избытка чувств авторы даже впадают в стилистику Песни Песней, что, в сочетании с добрым юмором, иронией и самоиронией составляет довольно сильной крепости коктейль. Текст: взвесь личного опыта авторов, экскурсов в далекое и недавнее прошлое и дружеских шаржей на наших исторических деятелей.
Прозаический текст сопровождается замечательными «гариками». Один, с Вашего позволения, приведу:
Привел в итоге путь мой грустный
Кривой и непринципиальный
В великий город захолустный
Планеты центр провинциальный.
По-моему, это совершенно гениальное определение Иерусалима.
Меир Шалев.
Библия сегодня.
Впервые в Библии.
Один из самых прославленных израильских авторов. Живой классик, нобелевский лауреат, человек с русскими корнями и местной ментальностью, пересказывает Библию своими словами. И как! Он срывает со священных текстов тысячелетнюю торжественность и окаменелость, смотрит на героев Библии без пиетета, но взглядом пристрастным, горячим и любящим. И обусловлено это тем, что герои Библии для автора – не святые, достойные почтительного поклонения, но к которым нельзя приближаться на расстояние рукопожатия, и тем более, не некие ожившие символы, но – родные, буквально, члены собственной семьи, которых можно и должно обсуждать и судить. По темпераменту, по накалу обращенных к читателю вопросов, автор действительно близок к яростным персонажам священных книг.
Леонид Гомберг.
Дорога на Ханаан.
Израиль и фараон.
Археология и праистория, и их соотнесение с библейскими текстами, древняя цивилизация Междуречья и противостояние ей патриарха Авраама, первые земледельческие культуры мира и расселение в Ханаане 12 колен… Взгляд со стороны науки на библейский нарратив. Написано доступным и живым языком.
Керен Амстронг.
Иерусалим. Один город, три религии.
Достаточно полная и весьма достойно изложенная история трех последних тысячелетий жизни Иерусалима.
Привлекает то, что автор не просто излагает внешнюю событийную канву, а попытается понять феномен величия города, проследить внутренний процесс кристаллизации его святости. Как, когда именно о городе запели пророки, когда и в каком контексте имя его появляется в священных писаниях? Как получилось, что именно он занял место духовной столицей мира?
Отталкивает явная идеологическая ангажированность, особенно в последней трети книги. Для людей, интересующихся культурологией, историографией и контекстным анализом сакральных текстов.
Эстер Кей.
У истоков лурианской кабалы. Цфат, 16 век.
Автор прошла личный путь от жизни обычной российской девушки к традиционной роли еврейской жены и матери, включающий соблюдение многочисленных заповедей, возможно, самой известной из которых является зажигание субботних свечей. В книгах она популяризирует образ жизни верующего иудея. Эта повесть посвящена самому мистическому городу Израиля – Цфату, чудотворцам и мудрецам, его прославившим. Это йкниге подошел бы подзаголовок: «Рассказы о тайном и чудесном». Для всех, кому интересен иудаизм как религия, или кому в путешествии полюбился Цфат.
Юлия Вознесенская.
Паломничество Ланселота.
Книга написана в жанре православного фэнтази. Рискну ее порекомендовать, несмотря на ее более чем спорную концепцию. Но, как говориться, редакция ответственности за мнение автора не несет.
В декорациях мастерски описанных городских реалий (автор очень неплохо знает Иерусалим, видимо, приходилось быть здесь в паломничестве, и, возможно, не раз) разворачивается эсхатологический сценарий конца дней, отделения агнцев от козлищ и второго пришествия Иисуса Христа. Несколько раз в процессе чтения мне хотелось выбросить книгу подальше, но любопытство победило. В сухом остатке осталась смесь восхищения с возмущением и незаживающая зарубка в памяти.
Феликс Кандель.
Земля под ногами.
Части первая и вторая.
Сага о земле, об освоении Израиля, об идеализме и искренности, о преданности и самоотдаче, о чуде, которое стало явью. Написано исключительно по документальным источникам, но увлекательно и просто. Для всех, кому интересно, как и почему государство Израиль возник на карте мира.